адрес 603064, г. Нижний Новгород, ул. Новикова-Прибоя, 6
телефоны (831) 253-99-09,
факс
(831) 253-99-09, e-mail: mravto@mail.ru
АВТОКРАН ИВАНОВЕЦ Б.У
Купить МТЗ-82.2 б.у
____________________________________
Купить погрузчик XCMG в Нижнем Новгороде и Нижегородской области
Новости
05.03.2014

Автор: Александр Трохачев 

Рынок коммерческого транспорта -2013: итоги и прогнозы

За прошедшие с последнего мирового финансового кризиса пять лет производство грузовых автомобилей в России выросло более чем вдвое. Однако открывать шампанское рано: по предварительным оценкам, в 2013 году падение объемов выпуска по сравнению с 2012-м составило 2,5%.

Новости хорошие и плохие
Итогам 11 месяцев прошедшего года в сфере коммерческого транспорта были посвящены январская пресс-конференция ОАО «АСМ-холдинг» и круглый стол НП «Объединение автопроизводителей России». И хотя окончательные итоги на момент проведения этих мероприятий еще не были подведены, имеющаяся информация уже позволяла сделать определённые выводы о состоянии российского коммерческого авторынка, а также обозначить тенденции и сделать прогнозы.

Основные итоги можно разделить на положительные и отрицательные. К первым относятся предусмотренные бюджетом РФ субсидии в размере 70,7 млрд руб. кредитным организациям для предприятий отрасли. Кроме того, наконец-то сократились поставки на внутренний рынок контрафактной и фальсифицированной техники. Наметилась стабилизация численности занятых в отрасли специалистов (до 280 тыс. человек) на фоне скромного роста персонала в сегменте производства автокомпонентов.

Однако есть и масса поводов задуматься. Так, заметно сократился выпуск техники. До сих пор в запланированных объемах не обеспечена локализация производства коммерческих ТС и автокомпонентов. Вывоз капитала из России за счет продажи автомобилей и компонентов составил около 65% совокупного оборота рынка. Наконец, не решены задачи по совершенствованию национального законодательства, в том числе по обновлению автопарка.

Ожидаемый спад
Еще в начале прошлого года стало ясно, что сезон предстоит непростой. Вслед за проседанием сбыта (а значит, и производства) в Южной и Восточной Европе дал о себе знать спад продаж в Европе Центральной и Западной. У нас дела какое-то время шли более-менее стабильно, но во втором полугодии общая тенденция проявилась и в России. Производство грузовиков отечественных марок сократилось почти на 4,3 тыс. ед., иностранных - почти на 0,9 тыс. В процентном отношении объем изготовления зарубежных машин остался практически неизмененным: отрицательная динамика составила всего 0,05%.

На нынешний момент доступна официальная статистика за январь-ноябрь 2013 года. По ней нетрудно составить общую картину, сопоставляя данные с показателями производства коммерческого транспорта за 11 месяцев 2012-го. В целом рынок сократился более чем на 50 тыс. ед., что эквивалентно падению на 15,4%. По оценкам аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», оптовые отгрузки коммерческих машин в январе-ноябре 2013 года упали до 275 тыс. ед. Причем спад зафиксирован во всех сегментах, включая благополучную ранее нишу малотоннажников. Исключение составляют иномарки российской сборки, по которым отмечен небольшой рост продаж.

Удивительно, но факт: несмотря на количественное уменьшение поставок новых грузовиков отечественных брендов почти на 3,7 тыс. ед., или на 2,5% (до 142,5 тыс. ед.), их рыночная доля выросла с 45 до 51,8%. И в ближайшее время этой доминанте ничто не угрожает.
Производство грузовых иномарок российской сборки выросло на 1,1 тыс. ед., или на 4,2%, (до 27,1 тыс. ед.), что на фоне общего спада позволило «отъесть» у конкурентов без малого 2% и набрать 9,8% от общей массы. Совокупный объем рынка всех изготовленных в РФ грузовых автомобилей вырос с 53 до 61,6%.Самое существенное падение продаж в прошедшем году пережил рынок автобусов: за 11 месяцев минувшего года приток машин, включая микроавтобусы, снизился на 16,5% (до 51,8 тыс. ед.). Парадоксальная ситуация здесь как под копирку повторяет тенденции грузового сектора. Доминирующие отечественные марки в количественном выражении потеряли свыше 4,6 тыс. ед., или 12 пунктов, опустившись до 34 тыс. ед., но в процентном отношении выиграли 3,4 пункта и их доля составила 65,6%. С января по ноябрь включительно «поголовье» автобусных иномарок российской сборки выросло более чем на 2,1 тыс. ед., или на 24,4% (до 10,8 тыс. ед.), а их доля увеличилась более чем на треть (+6,9%) - до 20,9%. Причем самый весомый вклад внесли не крупные предприятия, как можно было ожидать, а специализированные заводы нижегородского кластера. Совокупная доля продаж всех изготовленных в России автобусов за год выросла на 10,3 пункта и составила 86,5%. В производственной структуре преобладали машины особо малого класса (микроавтобусы) с долей рынка 57,7%.

Импорт в свободном падении
Ввоз новых грузовых иномарок обрушился на 38,4 тыс. ед., или на 28,3% (до 97,2 тыс. ед.), их доля в рыночном пироге «усохла» с 41,7 до 35,4%. А введение утилизационного сбора губительно сказалось на импорте грузовых «бэушек»: он уменьшился почти вдвое, с 5,3 до 3,0%, и зафиксирован на отметке чуть более 8,1 тыс. ед.
Импорт новых автобусов показал падение в 1,7 раза, с 18,7 до 13,1% - с 11,6 тыс. ед. в январе-ноябре 2012-го до менее чем 6,8 тыс. за тот же период 2013-го. По импорту подержанных автобусов ситуация даже не схожая, а просто катастрофическая: объемы упали в 14 раз, с 5,1 до 0,4%! По большому счету, данное направление бизнеса фактически сошло на нет в силу низкой рентабельности и колоссальных проблем со сбытом. Если в 2012-м в Россию было ввезено почти 3,2 тыс. пассажирских машин с пробегом, то в 2013-м - всего 218.

Лидеры и аутсайдеры
В структуре оптовых продаж коммерческих автомобилей, включая поставки на экспорт, наметилась относительная стабилизация. В январе-ноябре 2013-го по отношению к тому же отрезку предыдущего года весь рынок составил 189,3 тыс. ед. (–0,3%). Горьковский автозавод упрочил лидерство, расширив свое присутствие до 44,6% (+3,0%). Доля идущего следом КАМАЗа, напротив, снизилась менее чем до 20,3% (–1,5%). Замыкающий первую тройку Ульяновский автозавод фактически остался при своих 11,8% (+0,09%). Почти на 0,7% увеличилась доля «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» и без малого на 0,3% - доля ПСА «ВИС Авто», 0,2% потерял автозавод «Урал». А вот у импортеров «утраты» существеннее. Например, ЗАО «Вольво Восток» недосчитался почти 0,9%, все прочие участники рынка суммарно потеряли около 1,5%. Но в этом состоянии рынок не замер, напротив, он постоянно корректируется.

В структуре оптовых продаж автобусов, произведенных на территории РФ, отмечен спад более чем на 5,6%, до 47,4 тыс. ед. Лидеры и аутсайдеры остались прежними, но с изменившейся долей рынка. Так, Горьковский автозавод по-прежнему занимает первую строчку итогового протокола, потеряв более 2,5 пункта и довольствуясь 24,2%. Наступающий ему на пятки Ульяновский автозавод тоже подрастерял активы почти на 1,9 пункта, удержав 22,5%. Не обошлось без минуса и у Павловского автобусного: после утраты более чем 2% его доля зафиксирована на отметке без малого 18%.

За счет чего динамика лидеров стала отрицательной? Прежде всего - за счет активности кузовных производителей, переделывающих стандартные цельнометаллические фургоны в маршрутки, мобильные штабы, «скорые», передвижные лаборатории и тому подобную технику «индпошива». Существенный рывок более чем в 2,8% сделало СТ «Нижегородец», добившись доли в 15,5%. Впечатляют и успехи ПКФ «Луидор», прибавившего 3,8% и перемахнувшего рубеж 10,4%. Практически на прежних позициях с долей 3,1% остался Ликинский автобусный завод и прочие производители с общей долей в 6,3%.

Автомобильная демография
Если верить официальной статистике, сегодня в стране зарегистрировано 53,7 млн транспортных средств, в том числе свыше 4,4 млн грузовиков, более 4 млн легких коммерческих машин и без малого полмиллиона автобусов большого класса.
Однако экспертные оценки существенно отличаются. По данным независимых аналитиков, реально занятой в перевозочном процессе техники гораздо меньше, а именно - 46,6 млн ед., включая 3,2 млн грузовиков, почти 3,8 млн LCV и около 0,4 млн больших автобусов. При этом в целом подвижной состав автопарков достаточно возрастной. Например, грузовиков до 1988 г.в. включительно насчитывается более 1,4 млн, а на ходу из них не более 15%, или 200 тыс. Из всех стоящих на учете в ГИБДД легких коммерческих автомобилей того же возраста (около 291 тыс.) реально эксплуатируется лишь каждый десятый. Примерно то же самое и с автобусами: из переживших четвертьвековой юбилей машин (около 103 тыс.) в рейсы выходит меньше10 тыс.
Как видим, цифры говорят о том, что российский рынок пока еще далек от насыщения, и в свете предстоящего омоложения ему есть куда расти. Другое дело – экономическая ситуация: как в целом по стране, так и в отдельно взятом регионе, а также у каждого предприятия или частного лица.

Заглянуть за горизонт
Очевидно, что прогнозы – это своеобразные ориентиры, без которых двигаться вперед очень сложно. Что же обещают нам эксперты? ОАО «АСМ-холдинг» в 2014 году ждет падения суммарных объемов выпуска грузовиков на 3%, до 195 тыс. ед., в том числе отечественных - почти на 8 тыс. ед. (до 163 тыс.). Производство грузовых иномарок с маркировкой «Сделано в РФ», напротив, ждет рост примерно на 2 тыс. ед. (до 32 тыс.). При этом доля машин зарубежных брендов российской сборки по отношению к грузовикам отечественных марок должна вырасти с 14,9 до 16,4%. Импорт же новых и подержанных автомобилей будет неуклонно падать.

Производство автобусов тоже ждет «усушка и утруска» как по общему количеству, так и по отдельным группам. Например, суммарное падение выпуска пассажирских машин оценивается прогнозным значением более чем в 2%. При этом производство микроавтобусов будет расти, так как этот класс техники востребован в коммерции и в частном сельском хозяйстве, а машин большого и особо большого класса - снижаться. Более того, намечается тенденция уменьшения объемов сборки российских моделей на фоне прироста локализованной продукции иностранных брендов. Если два года назад доля зарубежных машин в общем «пироге» составляла 17,3%, то в минувшем году она выросла до 22%, а в 2014-м, по оценкам экспертов, составит и вовсе более четверти всех выпущенных автобусов - на уровне 27,4%. В любом случае рынок-2014 будет существенно отличаться от рынка-2013.

Рынок грузовых автомобилей в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

Категория транспортных средств

2012

2013, оценка

2014 прогноз

Всего продаж, включая легкие грузовики
(динамика, %)

359,92
(+9,5)

306,4
(–14,9)

291,0
(–5,0)

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели

162,63

159,5

154,0

- иностранные модели

197,29

146,9

137,0

В том числе:

 

 

 

- произведенные в России

28,76

29,5

40,0

- импортные новые

150,43

108,5

93,0

- импортные подержанные 

18,1

8,9

4,0

Производство автобусов в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

Категория транспортных средств

2012

2013 оценка

2014 прогноз

Всего, включая микроавтобусы
(динамика, %)

57,25
(+32,0)

54,73
(–4,4)

53,6
(–2,1)

Из них микроавтобусы

33,14

29,62

33,7

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели  

47,37

42,68

38,9

- иностранные модели   

9,88

12,05

14,7

Продажи автобусов в России, тыс. ед. (данные ОАО «АСМ-холдинг»)

Категория транспортных средств

2012

2013 оценка

2014 прогноз

Всего продаж, включая микроавтобусы
(динамика, %)

69,19
(+14,0)

66,1
(–4,5)

62,8
(–5,0)

В том числе:

 

 

 

- отечественные модели   

43,69

41,5

39,0

- иностранные модели          

25,5

24,6

23,8

В том числе:

 

 

 

- произведенные в РФ           

9,98

16,5

17,0

- импортные новые           

12,35

7,83

6,7

- импортные подержанные         

 3,17

0,27

0,1

Размер утилизационного сбора на автомобили и шасси в РФ в 2014 году, тыс. руб.

Категория транспортных средств

Новые ТС,

ТС старше трех лет

Грузовые автомобили и автобусы (базовая ставка)

150

-

Шасси:

 

 

- грузовые автомобили до 3,5 т        

120

187,5

- грузовые автомобили от 3,5 до 5 т       

150

240

- грузовые автомобили от 5 до 8 т      

 165

684

- грузовые автомобили от 8 до 12 т        

201

1 365

- грузовые автомобили от 12 до 20 т       

220

1 509

- грузовые автомобили от 20 до 50 т   

435

1 770

- автобусы массой до 5 т        

240

660

- автобусы массой свыше 5 т        

300

780

Легковые автомобили (базовая ставка)      

20

 –

Электромобили       

17,2

106

Автомобили с объемом двигателя до 1000 куб. см

17,2

106

Автомобили с объемом двигателя свыше 3500 куб. см

110

700,2

  Яндекс.Метрика Copyright (C), Internet-consult, 2013 - 2024
Web-master: wm@itc-nn.ru